МОУ "СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области" 
г. Ртищево. Саратовская область
  • Охрана труда и специальная оценка условий труда

    СОУТ

    Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Такая формулировка содержится в статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

           По результатам идентификации в МОУ  "СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области" не выявлены вредные и опасные производственные факторы или условия труда.

               По результатам исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов условия на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми и соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

              С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”». Данные законодательные акты упростили аттестационные проверки рабочих мест и узаконили новый вид проведения оценивания среды деятельности педработников – специальную оценку условий труда в образовательных организациях. 

    ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой систему мероприятий по оценке вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника.

    Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

    КТО И В КАКИЕ СРОКИ ОБЯЗАН ПРОВОДИТЬ СОУТ

    Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

    СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

    1. Работающих на дому или дистанционно.
    2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).

    Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания. Периодичность спецоценки условий труда - пять лет. Исключение - новые огранизации: они проводят СОУт в течение 12 месяцев.

    Этапы проведения специальной оценки условий труда

    Оценивание рабочей среды в образовательных организациях проводится поэтапно, в соответствии с общепринятым регламентом.

    Этап 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда в школе Порядок формирования экспертной комиссии, ответственной за тестирование рабочей среды педработников, закрепляет ст. 9 Закона № 426-ФЗ. В документе указано, что состав комиссии утверждает руководитель ОО путем подписания соответствующего приказа. В состав комиссии следует обязательно включить представителя работодателя (в нашем случае – одного из школьных администраторов), специалиста по охране труда, представителя профсоюзной организации школы. При этом общее число экспертов в составе комиссии должно быть нечетным, а взять на себя роль ответственного эксперта и главы комиссии должен либо руководитель ОО, либо его заместитель. 

    Этап 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда в школе Составление графика проведения оценивания рабочей среды сотрудников ОО допускается в произвольной форме, но этот документ должен быть обязательно утвержден руководством школы. В нем необходимо указать этапы и сроки мероприятия. Членам экспертной комиссии график передается для ознакомления под роспись.

    Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке Проведение проверки производственной среды в образовательной организации проводится в соответствии с утвержденным перечнем рабочих мест, в том числе и аналогичных. Специальных рекомендаций по составлению данного перечня нет, поэтому при его формировании следует ориентироваться на требования составления списка мест, который входит в состав обязательных отчетных документов, составляемых комиссией по результатам экспертной работы.

    Этап 4. Специальная оценка условий труда в школе: заключение гражданско-правового договора Право проведения оценивания состояния рабочих мест в образовательной организации лежит в компетенции представителей специализированных организаций, с которыми руководить школы обязан заключить гражданско-правовой договор. Правильно определить организацию, уполномоченную осуществлять данный тип проверок, поможет список требований, представленный в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.  Руководитель ООО имеет право заключать гражданско-правовой договор с организацией, если: в уставных документах учреждения проведение специальных оценок рабочих мест указано в качестве основного вида деятельности; в штате организации работают как минимум пять сертифицированных экспертов, имеющих разрешительные документы на осуществление данного вида проверочной деятельности; в штате организации работает хотя бы один сотрудник с высшим образованием, прошедший подготовку по одной из перечисленных специальностей: гигиенист общего профиля или врач по гигиене труда, специалист в области лабораторной диагностики; наличие в структуре организации испытательного центра или лаборатории, аккредитованной государственными проверяющими органами, где проводится оценивание вредных или опасных производственных факторов. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона № 426-ФЗ специальная проверка производственной среды не может проводиться: представителями органов государственной власти, ответственными за осуществление государственного контроля в данной области; должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение данного вида проверки в школах и иных учреждениях; родственниками учредителей и руководителей ОО, в которых проводится специальное оценивание условий труда; представителями организаций–учредителей школы, в которой проводится оценивание рабочих мест.

    Этап 5. Выявление вредных и опасных факторов на рабочих местах Осуществление специального оценивания производственной среды во многом напоминает проведение аттестации рабочих места, но есть важные отличия. Специальное оценивание подразумевает обязательное выявление вредных и опасных производственных факторов, которое, согласно со ст. 10 Закона № 426-ФЗ, проводится путем сопоставления полученных данных о производственной среде с показателями, представленными в сигнальных информационных листах. Последние утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В силу ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов не подлежат: рабочие места педработников, специальности которых включены в списки соответствующих профессий, предусматривающих досрочное назначение трудовых пенсионных выплат; рабочие места, выполнение профессиональных обязанностей на которых предусматривает обязательное предоставление  гарантий и компенсаций в соответствии с действующими законодательными нормами; рабочие места, выполнение профессиональной деятельности на которых связано с воздействием вредных или опасных факторов, выявленных при проведении предыдущей проверки. Выявление факторов производственной среды, несущих потенциальную угрозу благополучию и здоровью работникам ОО, проводится членами экспертной комиссии с фиксированием выявленных результатов в протоколе. Предоставление документации, содержащей информацию о рабочей среде на местах, входит в список обязанностей руководителя образовательной организации.

    Этап 6. Специальная оценка условий труда в школе: оформление декларации В случае, если члены экспертной комиссии не выявили на рабочих местах вредных или опасных факторов, производственная обстановка объявляется допустимой, а дополнительные исследования и измерения не проводятся, что подтверждает ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. По результатам заключений проверяющих руководитель ОО подает в ближайшую инспекцию Роструда данные о состоянии проверенных и аналогичных проверенным рабочих мест в форме и порядке, утвержденных приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Допускается личная подача декларации, посредством почтового отправления с уведомлением или через электронную форму официального сайта государственного органа. Подачу декларации следует выполнить в течение 30 календарных дней со дня утверждения  заключительного отчета комиссии. В случае нарушения срока или регламента подачи документа руководителю ОО грозит наложение административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а именно наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление профессиональной деятельности на 90 суток (для юридических лиц). В случае повторного эпизода несвоевременной подачи декларации или предоставления документов с нарушением регламента на юридическое лицо вместо стандартного административного правонарушения может быть наложена дисквалификация продолжительностью от одного до трех лет. Декларация, содержащая сведения о соответствии рабочей среды сотрудников ОО нормативным требованиям в сфере охраны труда, считается действительной в течение пяти лет. По истечению данного срока срок ее давности может быть продолжен при отсутствии обстоятельств, перечисленных в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

    Этап 7. Измерение вредных и опасных производственных факторов В случае идентификации вредных или опасных факторов в рабочей среде члены экспертной комиссии обязаны провести измерения данных, указанных в ст. 12 Закона № 426-ФЗ в соответствии с установленным порядком, при необходимости — пригласить для осуществления этой работы сотрудников специализированной лаборатории. Предварительное составление перечня необходимых факторов измерения члены комиссии должны производить с учетом: требования охраны труда; характеристик технологического процесса, применяемых материалов и сырья; результатов ранее проводившихся испытаний и замеров вредных и опасных производственных факторов; предложения работников. Все внесенные в указанный перечень факторы должны быть исследованы (испытаны) и измерены. Делать это должны специалисты испытательной лаборатории (центра), эксперты или иные работники организации, проводящей оценивание рабочей среды. Результаты исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и (или) опасных производственных факторов заносятся в протокол. По итогам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов экспертом комиссии, осуществляется отнесение отдельных показателей трудовой среды  на рабочих местах по степени вредности или опасности к соответствующим классам (подклассам). В силу ст. 14 Закона № 426-ФЗ условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (см. таблицу).  Классификация условий труда Выявленный класс производственной среды влияет на сумму страхового тарифа, которую руководитель ОО обязан вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных или опасных видах производства, а также предоставляемых гарантий и компенсаций (дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер зарплаты).

    Этап 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводившая оценивание рабочей среды, по результатам своей работы составляет отчет. В него должны войти: сведения об организации, проводящей оценивание рабочей среды, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным ст. 19 Закона № 426-ФЗ требованиям; перечень рабочих мест, на которых проводилась экспертная проверка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах; специальные карты, содержащие сведения об установленном экспертом классе (подклассе) трудовых факторов на конкретных рабочих местах; протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов; протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты; заключительный протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ (при наличии такого решения); сводная ведомость специального оценивания показателей рабочей среды; перечень мероприятий по улучшению показателей рабочей среды, перечисленных экспертами; заключения главного эксперта. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ финальный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Член комиссии, который не согласен с результатами оценивания производственной среды, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету. Результаты проверки (в т. ч. дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР) применяются с даты утверждения отчета о ее проведении. Об этом говорится в письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.

    Этап 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения оценивания факторов рабочей среды под роспись. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней со дня утверждения финального отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, его нахождения в отпуске или командировке.

    Этап 10. Размещение на официальном сайте информации о результатах проведения специальной оценки условий труда В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель должен с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне организовать размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводных данных о результатах проведения проверки: установления классов (подклассов) производственной среды на рабочих местах; перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Сделать это также нужно в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения финального экспертного отчета.

    Этап 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда Сведения о результатах специальной оценки условий труда работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4 ФСС*, включая проверку ФСС образовательных организаций. Такое требование установлено подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    Нормативные документы

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”»

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

    Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»  

    *Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма – 4 ФСС) утверждена приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н (с учетом изменений, внесен- ных приказом Минтруда России от 11.02.2014 № 94н)

    Источник: https://www.menobr.ru/article/59508-qqe-16-m4-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-v-shkole

    ВЫВОД

    Спецоценка является важнейшей составляющей системы охраны труда. Ее основная задача – оценить и свести к минимуму влияние вредных и опасных производственных факторов на работников. По итогам проведения СОУТ определяется порядок предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Кроме того, результаты спецоценки влияют на ставки взносов, перечисляемых во внебюджетные фонды.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie